Петровский док в Кронштадте. Прогулка по доку, загадки строительства, экстремальные забавы
- Как залезть в Петровский док. Попытка №2
- Площадка запорных вентилей для слива воды
- Прогулка по Петровскому доку
- Загадки Петровского дока. Загадка №1
- Загадки Петровского дока. Загадка №2
- Загадки Петровского дока. Загадка №3
- Прогулка по главной доковой камере Петровского дока
- Загадки Петровского дока. Загадка №4
- Загадки Петровского дока. Загадка №5
- Тренировка по скалолазанию в Петровском доке
- Роупджампинг в Петровском доке
- День города Кронштадт
- Музей подводной археологии в Кронштадте
- Это место на карте
Петровский док в Кронштадте, в виду своей закрытости и охраняемости, оставался для нас крайне притягательным местом, которое надо было посетить от слова «непременно». Над доком, в последние годы, витает аура загадочности, подогреваемая многочисленными альтернативными теориями об истории строительства этого грандиозного сооружения… Естественно, нам необходимо было всё увидеть своими глазами и попробовать сформировать своё мнение об этом. Также стоит помнить, что в ближайшие годы планируется переустройство дока под Музей подводной археологии или, как его ещё называют, Музей затонувших кораблей. Чем это грозит? Док потеряет свою историческую привлекательность и аутентичность. Поэтому надо спешить.
Как залезть в Петровский док. Попытка №2
Год назад нами была предпринята попытка проникновения на охраняемую часть Петровского дока. К сожалению, для нас она закончилась техническим поражением – охрана дока была начеку! Но желание тщательно изучить Петровский док в Кронштадте нас не покинуло. За первой последовала вторая попытка – однако, придумать, как спуститься в док нам не удалось. Об этом в 1 части. Через неделю после попытки №2 мы вновь приехали в полюбившийся Кронштадт уже технически подготовленными, с одной лишь целью – во что бы то ни стало оказаться в доке!
Спуститься в док, было решено с площадки запорных вентилей доковой камеры, обозначенной на карте под №7. Для понимания, ниже мы приводим карту центральной части Петровского дока. Полная карта гидротехнической системы Петровского дока опубликована в 1 части фотоотчёта о доке.
Площадка запорных вентилей для слива воды
Площадка запорных вентилей в Петровском доке. Здесь доковые рабочие когда-то открывали запорные клапана, и вода самотёком через Петровский овраг уходила в Доковый бассейн. Именно с этой площадки нами был запланирован спуск в док.
В процессе подготовительных работ любуемся завитушкой ограждающей конструкции.
Приготовления к спуску закончены. Встречайте нашу чудо-лестницу, приобретённую специально для изучения Петровского дока.
Юный исследователь не сомневается в успехе экспедиции.
Спуск завершён. Ура! На фото можно увидеть конструкцию запорного вентиля.
Прогулка по Петровскому доку
Оставшиеся наверху члены экспедиции. Высота гранитной стены дока – 12 метров.
Деформация гранитных блоков вследствие, какого-то термического воздействия. Мы видели подобное расслоение гранита, на форте Александр I, после того, как в феврале 2017 года кто-то сжёг будку охраны у стен форта.
Внизу, совсем по-другому ощущается размах строительства!
Обвалившаяся кладка дока выглядит впечатляюще! Однако, всем любителям самостоятельных экскурсий, лишний раз хочется сказать: будьте осмотрительны и осторожны, чтоб не оказаться ненароком под таким завалом.
Разводной переходной мост, как украшение апокалиптического пейзажа Петровского дока.
Часть гранитной кладки обвалилась. Интересно, что могло обвалить плотно примыкающие друг к другу многокилограммовые гранитные блоки?
Загадки Петровского дока. Загадка №1
А вот и один из примеров, который приводят любители альтернативных версий строительства дока. Трёхгранный внутренний угол в граните! Стоит помнить, что материалом является гранит, а из инструментов у строителя было только зубило и молоток. По мнению «альтернативщиков» изготовление таких форм с помощью ручного инструмента было не под силу мастерам того времени. Отметим, что таких идеальных «уголков» в доке наберётся не один десяток. Интересно, для чего служили эти «уголки»?
Поворот направо к камере дока (6).
Осыпающаяся кладка. Под ней видны длинные корни деревьев, разрушающие стены дока изнутри.
Ещё издали, была примечена чёрная дыра в тупиковой части камеры.
О, да тут полным ходом идут реставрационные работы объекта культурного наследия с помощью ржавой подпорки!
Небольшая художественная зарисовка.
Загадки Петровского дока. Загадка №2
Ещё один пример удивительной обработки гранита…
Очень похоже на машинную обработку, но машин тогда не было, как и не было электричества.
Поразительное качество обработки гранита.
Ещё одна художественно разрушенная гранитная «башня»… Какая сила разрушила её? Ответ на эту загадку скорей всего следующий: камера (6), также как и камеры (7) и (5) имела многотонные железные ворота. Куда они сгинули – вот вопрос? Или это дело рук лихих охотников за металлом или в годы войны возникла необходимость демонтажа ворот… вариантов может быть много… Однако факт остаётся фактом – доковых ворот нет, а в местах крепления ворот обрушенная гранитная кладка.
Аккуратно сложенные вдоль стены гранитные блоки, когда-то составляли кладку в месте крепления ворот камеры (6).
Вид на камеру (7) и дренажную ванну в центре поворотной площадки (4). Поворотная площадка – это место, где разворачивались после ремонта корабли, для выхода из дока.
Отметим, что камера (6), на заднем плане фото и дренажная ванна соединены дренажными каналами. К тому же уровень земли в камере (6) ниже уровня земли поворотной площадки. Делаем вывод, что из дренажной ванны остатки воды перетекали в камеру (6).
Камера дока (5) также соединена каналами с дренажной ванной. Что интересно, только на воротах камеры (5) частично сохранилась деревянная облицовка.
Печальный доковый натюрморт.
Общий план ворот камеры (5).
Исполинская конструкция поражает воображение. Интересно, насколько глубоко вмурованы в стену петли такой калитки?
Амбразура.
В доковой камере (5) образовалось болотце с соответствующей флорой и фауной.
Загадки Петровского дока. Загадка №3
Ещё одна загадка – обратил внимание на гранитный бордюр рядом с воротами. Ворота находятся ниже верхней кромки бордюра. Из этого следует, что бордюр закрыться воротам не даст. Неужели ворота просели?? Что-то сомнительно… И вообще, зачем этот бордюр?
Мегалитический сейд в Кронштадском доке.
Декор верхней кромки доковой стены. Удивительно, что в сугубо утилитарном сооружении использовались подобные украшательства.
Прогулка по главной доковой камере Петровского дока
Вид на закрытую и охраняемую доковую камеру (3). Когда-то меня с почётом оттуда проводили дюжие охранники. Рассказ об этом в 1 части.
К моему изумлению, на ворота можно было забраться по лестнице, к которой заботливо приставили деревянную катушку от электрокабеля.
Ну чтож, вперед, т.е. вверх!
Моей радости не было придела. Ну, здравствуй, дорогой док! Сразу бросилось в глаза полное отсутствие кустов и деревьев. Впрочем, во время прогулки по неохраняемым камерам дока, я постоянно натыкался на пеньки. Видимо, Петровский док готовили к показу разным комиссиям в рамках программы реконструкции дока под музей подводной археологии.
Аккуратно перебираюсь на стену дока, попутно запечатлев петлю доковых ворот.
Загадки Петровского дока. Загадка №4
Гранитная лестница. Вроде бы ничего особенного… Однако, это – одна из самых известных и загадочных достопримечательностей Петровского дока.
Верхняя секция лестницы изготовлена из цельного куска гранита! Абсолютно непонятно зачем было создавать себе такие сложности в изготовлении первой секции – ведь остальные секции лестницы изготовлены из составных гранитных блоков. Причём точно такая же конструкция присуща всем лестницам в доковой камере (3). Выдолбить лестницу в гранитном монолите – чрезвычайно трудоёмкий процесс, в данном случае, лишённый какой-либо необходимости. Также не забываем об отсутствии в 18 веке электричества и режущего гранит инструмента. Всё это говорит о том, что нашим предкам, были известны технологии обработки гранита, которые до нашего времени не сохранились! По одной из версий, ранее была доступна технология гранитного литья, т.н. геополимерный гранит.
Загадки Петровского дока. Загадка №5
Спускаемся вниз. Когда видишь всё своими глазами трудно понять, почему Пётр I, решил построить док таких исполинских размеров: 384 метров длиной, 34 метра шириной, 10 метров глубиной….
В то время, как самый большой корабль того времени – 64-пушечный фрегат «Ингерманланд» имел следующие габариты: длина 46,3 метра, ширина 12,3 метра, осадка 5,6 метров. Это действительно большой вопрос, на который современные историки или отмалчиваются или дают невразумительные ответы. Грандиозность самого сооружение, ровно такая же, как и колоссальная бессмысленность с точки зрения здравого смысла. Вдогонку ко всему ещё один вопрос: почему о столь грандиозной стройке длившийся не один десяток лет практически нет никаких упоминаний и архивных свидетельств? В общем, загадка на загадке. На фото ниже - тот самый "Ингерманланд".
Уровнемер или линейка для измерения уровня воды.
Гигантские размеры… ощущение, что сюда возможно поставить современный ракетоносец, а парусников эпохи Петра I, вместилось бы десятка два-три.
Ворота, благодаря которым удалось пробраться в док.
Открытие ворот осуществлялось с помощью системы блоков и лебёдок. Ворота откатывались по радиальным рельсам.
Эпичный кадр из фильма про апокалипсис. На переднем плане баскетбольный мяч, который когда-то был оранжевого цвета.
Продолжение фильма про апокалипсис… Подвергнувшиеся термическому воздействию гранитные блоки дока. Рядом с ними ржавая сетка от матраса и пеньки от многочисленных деревьев.
Желобок для слива воды.
Следы охотников за металлом… Куда ж без них.
Настенная живопись, как украшение объекта культурно-исторического наследия.
Наверху – шеренга швартовных кнехтов, сделанных из чугунных пушек и рельсы по которым когда-то катались доковые краны.
На другой стороне видны корпуса ремонтных мастерских.
Чудом сохранившиеся металлические поручни. Кстати, серое здание за красным забором – действующая военная часть.
Переливные отверстия для сброса избыточной воды.
Поражает точная геометрия гранитных блоков. Интересно, блоки тесались по специальным лекалам или всё же отливались?
Неподъёмный кусок металла и перевёрнутая от безнадёжности тележка – несбывшиеся надежды мародёров.
Единственное плавсредство обнаруженное в доке. Теперь тут только эта труха стоит на приколе.
А ведь ещё несколько лет назад здесь кипела жизнь.
Прощальный взгляд и возвращение на «базу». На этот раз обследование дока прошло без приключений и не совсем вежливых диалогов с охранниками.
Тренировка по скалолазанию в Петровском доке
Слабая половина нашей экспедиции проходит проверку на смелость.
Проверка пройдена! Правда, не до конца…
Юный исследователь с успехом осваивает верёвочную лестницу.
Хорошее настроение – залог будущих открытий!
Будет что рассказать своим друзьям.
Аттракцион невиданной щедрости. Здесь есть уникальная и абсолютно бесплатная возможность почувствовать себя в роли работника 3-х вековой давности, осуществлявшего осушение Петровского дока. Юный исследователь и слабая половина нашей экспедиции у вентиля спуска воды.
Роупджампинг в Петровском доке
А вот ещё один аттракцион, устраиваемый современной молодёжью. Basejumping, а если по-простому – прыжки вниз на резинке со стены дока. Экстремально, опасно, но так притягательно!
Подготовка к прыжку юной девушки. Девушка прыгает первый раз. Ей страшно… на помощь приходит коньяк и кока-кола.
Ещё есть возможность отступить…
Уже нет…
Свободное падение…
… и счастье!
И тут я был обескуражен! Освобождать девушку от страховочных пут собрался один из её спутников. Всего несколько мгновений и он оказывается внизу дока! Он спустился, держась за болты, оставшиеся от деревянной обшивки доковых ворот. Как просто!
Великолепная локация для фотографии.
А вот и наша парочка возвращается!
А в это время один из экстремалов провёл курс пулевой стрельбы для Юного исследователя. Вот так день выдался!
Делаем последние пару кадров… Интересно, каким будет док после реконструкции?
После прогулки по доку, мы вышли на улицу Коммунистическая. Юный исследователь рассказывает нам об устройстве системы осушения дока и показывает, куда сливалась вода. Кстати, именно за этим розовым забором мы были ровно 10 минут назад.
Петровский овраг – часть системы осушения дока.
День города Кронштадт
Неожиданно для нас, оказалось, что 20 мая – день города Кронштадт! В центре Кронштадта были массовые гуляния, и даже слёт байкеров. Юный исследователь не преминул возможностью сфотографироваться с железными конями стоя на знаменитой чугунной мостовой.
Якорная площадь и Морской собор в день города Кронштадт.
Музей подводной археологии в Кронштадте
Ну вот и весь наш рассказ о доке. Напоследок, макеты музея подводной археологии в который хотят превратить Петровский док.
Внутренние интерьеры. За стеклянным куполом, в морской воде, будут располагаться экспонаты музея - настоящие корабли поднятые со дна.