Остров Людвигштайн (Остров мёртвых). Лодочная прогулка в парке Монрепо
После пешей прогулки по парку Монрепо, без нашего внимания осталась самая таинственная и труднодоступная достопримечательность парка - остров Людвигштайн, более известный под названием Остров мёртвых. Остров Людвигштайн - это семейный некрополь баронов Николаи, владельцев парка Монрепо. Официально посещение острова запрещено. Хотя, честно говоря, мы в этом смысла не усмотрели.
Как попасть на остров Людвигштайн - Остров Мёртвых?
Прежде всего, надо приехать в Выборг и посетить парк Монрепо. Потом, выбираем один из 4 вариантов:
-
В зимнее время можно дойти до острова по льду, всего около 30-35 м.
-
Летом, добраться до острова Людвигштайн можно перейдя водную гладь вброд, благо максимальная глубина будет по пояс. Конечно, это не самый комфортный вариант.
-
Частенько, в жаркие месяцы, местные мужички, ищут себе приработок, перевозя на лодке всех желающих посетить остров Людвигштайн. Хороший вариант, но не 100%-й, ведь мужичков может не оказаться.
-
Взять самим лодку напрокат. Это наш вариант!
Лодочная станция и причал, декорированный двумя берёзами. После пешей прогулки по парку Монрепо, растущие на каменном причале берёзы уже не удивляют. Взяв в прокат удобную лодочку, мы отправились к таинственным берегам Острова Мёртвых.
Скальные берега Монрепо и хмурая погода настраивали на нужный лад.
Обогнув мысок, на котором покоятся остатки Храма Нептуна, мы увидели во всей величественной красе, остров Людвигштайн. Изначально, Людвиг Генрих Николаи, тогдашний владелец Монрепо назвал остров Эрмитажем, и скорей всего остров бы разделил судьбу одного из многочисленных парковых павильонов, если бы барону Николаи в 1796 г. не пришла мысль установить на острове урну в память об усопшем друге Франце Лафермьере. А после строительства готической капеллы в 1820-х годах и перезахоронения здесь останков Людвига Генриха Николаи остров превращается в полноценный семейный некрополь. Кстати, название острова Людвигштайн переводится как «камень Людвига» или, другими словами, могила Людвига.
Историческое фото с того же ракурса. С левой стороны виден Храм Нептуна.
Заприметив удобное для швартовки место, мы причаливаем к берегу.
Гранитные скалы острова Людвигштайн.
Величественно и монументально.
Лодка - наш помощник в деле познания неизведанного.
Переправа на остров Людвигштайн (Остров мёртвых)
Спускаемся к воротам в семейный некрополь рода Николаи. В 1798 г. между островом и «большой землёй» был сооружён деревянный мостик. Однако, после того как в 1820-х гг. на острове Людвигштайн начали хоронить членов семейства Николаи, мост был разобран, чтобы по семейному кладбищу не гуляли посетители парка Монрепо. Вскоре вместо моста была построена паромная переправа.
Паромная переправа на Остров Мёртвых.
Главный символ некрополя Людвигштайн.
Добро пожаловать на Остров Мёртвых! Отбросив страхи и предубеждения, мы смело идём вперёд.
Гранитная лестница, ведущая на вершину скалы к капелле Людвигсбург.
Капелла Людвигсбург на Острове мёртвых
Удивительно, как гармонично вписано здание капеллы в окружающий пейзаж. Даже, несмотря на пасмурную погоду, проникаешься красотой этого места.
Историческая открытка с видом капеллы Людвигсбург («город Людвига»). Капелла была построена в 1822-1830 годах по проекту Чарльза Тэтама, английского архитектора, которому удалось создать изящное и лёгкое строение в готическом стиле, которое не только служило мемориалом по усопшему барону Л.Г. Николаи, но и являлось украшением паркового ансамбля Монрепо.
Печальный вид капеллы Людвигсбург. А ведь реставрация капеллы проводилась сравнительно недавно. Причём деньги на реставрацию были выделены финской общественной организацией «ProMonrepos». Однако, по требованию российской стороны, реставрационные работы должны были проводиться также российскими подрядчиками. К чему это привело видно на фото. Финны, после того как увидели на что ушли их деньги, были в ужасе и прекратили сотрудничество. Очень грустно и печально осознавать, что у нашей сверхдержавы нет средств (или нет желания?) для восстановления одного из красивейших пейзажных парков в мире.
На фото виден вход в капеллу, закрытый массивными решётчатыми дверьми. А когда-то, в небольшом помещении находились бюсты барона Л. Г. Николаи и его супруги. Сейчас там пустота и мусор… Открытая всем ветрам, дождям и снегам капелла Людвигсбург медленно погибает.
Фамильный герб баронов Николаи. Создалось ощущение, что какие-то варвары использовали герб в качестве мишени для стрельбы из пневматического оружия. Нам очень хотелось бы ошибаться в этом.
Лестница на смотровую площадку, расположенную на крыше капеллы, также заперта массивной дверью.
Юные вандалы, оставившие здесь свои имена, по всей видимости, даже не представляют назначение этой постройки. Уж лучше бы они не поленились добраться до Острова Любви, чтобы там увековечить свои чувства.
Панорамный вид на парк Монрепо и бухту Защитная.
Средневековый замок и красота северной природы.
С вершины скалы виден Остров Любви – это следующая цель нашей фотопрогулки. Также на фото видна памятная плита над одним из трёх фамильных склепов.
Склепы семейства Николаи на острове Людвигштайн (Остров мёртвых)
На надгробии надпись: София Александровна Николаи, урождённая княжна Чавчавадзе 1833-1862
С торцевой части надгробной плиты мы увидели ещё одну надпись: Ольга Николаи 1867-1868.
Когда кто-то из семейства Николаи покидал бренный мир, тело умершего подхоранивали в общем склепе, а на могильной плите делалась дополнительная надпись.
Сорванные с петель ворота склепа, мусор и грязь внутри… После войны 1941-1945 г.г. когда парк Монрепо стал советской территорией, склепы Людвигштайна были осквернены и разграблены.
Ещё одна могильная плита над склепом. Надпись гласит: Nicolas Michel Armand Freyherr von Nicolay1818-1869 г.г. Слово Freyherr, в переводе с немецкого, дословно означает «свободный гражданин», а в табели о рангах соответствует русскому «барон». Стоит добавить, что на могильных плитах были установлены массивные кресты, которые, как видно по фотографиям, безвозвратно утрачены.
И ещё одна разорённая усыпальница…
Памятник Павлу Николаевичу Николаи, последнему мужчине в роду Николаи. С его смертью оборвалась мужская ветвь рода баронов Николаи.
Рядом с крестом находится и могила Павла Николаевича с надписью: Friherre Paul Ernst Georg Nicolay1860-1919. На плите под фамильным гербом выбит девиз дворянского рода: Sustineetabstine- Выдерживай и воздерживайся.
Скалы острова образовывают собой удивительные проходы, поражающие своей необычностью.
Осторожно спускаемся по каменным ступеням…
…и выходим к ещё одной загадочной постройке. К сожалению, нам не удалось выяснить, был ли тут ещё один склеп или это строение служило для каких-то иных целей, или это и есть тот самый Грот Медузы, о котором часто упоминают в путеводителях по Монрепо и не дают ни одной фотографии этого места. В общем, пока это место для нас загадка.
Чудеса природы.
Вот так, от обычной берёзки, трескаются огромные гранитные скалы...
...иногда, это приводит вот к таким результатам.
С массой впечатлений, мы покидаем Остров мёртвых.
Бросаем прощальный взгляд с воды на капеллу Людвигсбург и держим курс на Остров Любви.
Остров Любви в парке Монрепо
Интересное соседство: Остров Мёртвых и Остров Любви.
Ищем место для швартовки среди неприступных каменных скал. Забегая вперёд скажем, что на противоположной стороне острова, ближней к парку Монрепо, идеально пологий берег…
Пришвартовались!
Абсолютная гармония природы и погоды.
Для Острова Любви лучше подошло бы название Остров Грибов. Мы насобирали там целый пакет. Может, мы не тем занимались?
Пейзажи…
Красота…
И напоследок… После лодочной прогулки, слабая половина твёрдым шагом направилась к Гроту Желаний, хотя последний раз мы загадывали здесь желания несколько часов назад. Да, женским желаниям, частенько свойственна непредсказуемая корректировка.