Императорский вокзал в Царском селе (г. Пушкин)
В городе Пушкин (Царское Село), в абсолютной близости от протоптанных туристических троп и десятков тысяч туристов, находится уникальный культурно-исторический объект, о котором почти никто ничего не знает. Удивительно, но факт, даже люди, живущие по соседству, воспринимают это строение, в лучшем случае, как обычную историческую «заброшку», а в худшем, как общественный туалет...
Загадка Императорского вокзала в Царском Селе
В этот раз мы расскажем о печальной участи первого в России Императорского вокзала. Для многих, само существование вокзала на этом месте остаётся неразгаданной загадкой...с какой целью именно здесь построили Императорский вокзал? Где рельсы, пути, платформы...?
Чтобы ответить на эти вопросы совершим небольшой исторический экскурс.
История Императорского вокзала в Царском Селе
В конце 18 века постоянной резиденцией императора Николая II становится Александровский дворец. Тут же возникает государственная необходимость в обеспечении транспортного сообщения между Петербургом и Царским селом для Государя и царской семьи. Имеющаяся Царскосельская ветка железной дороги была перегружена и не могла обеспечить необходимую безопасность и комфорт великосветским особам. Поэтому в 1899 г. было принято решение строить собственный императорский путь от Витебского вокзала до Александровского дворца. На это дело была выделена астрономическая суммав 4 млн. царских рублей. В 1902 г. "императорский путь" был сдан в эксплуатацию. Императорский вокзал, по которому мы имели честь ступать, был построен только в 1912 году, на месте сгоревшей от пожара, деревянной постройки, именуемой Императорким павильоном.
Теперь немного современной истории. В 2009 г. Царский вокзал, в результате торгов КУГИ, был передан в аренду на 49 лет коммерческой организации "Сансара". Арендная ставка составляла смехотворные 30000 рублей в месяц. ООО "Сансара", помимо приспособления здания под свои нужды, должно было, по договору с КУГИ, инвестировать в реставрацию Царского вокзала 100 млн. рублей. Что мы видим в результате безответственной деятельности?
Надругательство над Императорским вокзалом в Царском Селе
Все реставрационные работы ограничились установкой синего забора и "ремонтом" металлочерепицей шпиля главного входа в императорский вокзал, которая уже частично отвалилась. Ещё вокзал укрыли зелёной строительной сеткой.... На дворе 2016 год... Очень печально видеть всё это...
И только барельеф с двуглавым орлом продолжает гордо наблюдать за творящимся безобразием...
Даже из-за забора видна чудом сохранившаяся историческая роспись купола главного входа в Царский вокзал.
Беспрепятственно проходим внутрь огороженной территории и начинаем осмотр здания. Когда-то к этой части вокзала примыкала 200-метровая пассажирская платформа, на которую сходили члены императорской семьи, иноземные гости и высокопоставленные чиновники прибывающие в Царское Село.
Декоративный орнамент здания уже частично утрачен, несмотря на то, что здание является объектом культурно-исторического наследия.
Выходим к лицевой части вокзала. Видно, как из входа в Императорский вокзал сделали оконный проём. В советское время, здание использовалось, и в качестве столовой, и в качестве заводского общежития. "Лишние" входы просто закладывались кирпичём, о исторической ценности здания никто не думал.
Красивейшая резьба по камню частично утрачена, а частично заросла травой.
Подходим к главному входу. Хорошо видно, что часть арочного проёма заложена кирпичём. А ведь когда-то, прямо под своды крыльца, могла заехать карета или автомобиль. Для этого также был устроен пологий пандус.
Парадный вход в Императорский вокзал.
Бесценные фрески Императорского вокзала в Царском Селе
Роспись купола главного входа. Удивительно, но это "солнышко" пережило революцию, войну, советскую власть, вандалов, ветер, снег, непогоду... Очень печально, осознавать тот факт, что до нашей истории никому нет никакого дела...
Вызывающий восхищение декоративный орнамент главного входа. К сожалению, часть орнамента утрачена безвозвратно. Сырость и плесень также наносят непоправимый вред.
Хорошо видно, как из арочного свода сделали оконный проём. Да, ...над вокзалом вволю поиздевались...
Уцелевшие осколки истории...
Интерьеры Императорского вокзала в Царском Селе
Свободный проход внутрь здания.
В нос бьёт сильный запах отхожего места...устроенного здесь "благодарными" потомками.
Один из выходов на "платформу".
Зал приёма гостей.
Сводчатые потолки украшенные росписью.
Полигон для развлечений современной молодёжи.
Основной вестибюль вокзала и главный выход на "перрон".
Остатки роскошной росписи сводов.
Помещение собственных императорских покоев.
Остатки былой роскоши.
Надпись "Слава России" на стене заброшенного вокзала, выглядит как язвительная насмешка...
Следы пребывания современных посетителей вокзала. Спальное место, термос, вещи... Видимо кто-то опоздал на поезд...
Крест у вокзала. Надпись на табличке: "Кругом измена, трусость и обман. Прости меня мой государь" и подпись: " Душа русского народа". Не понятен смысл этой инсталляции.
Очень хочется надеятся, что городские власти или руководство РЖД перестанут "не замечать" этот памятник архитектуры и наконец-то приведут его в порядок.
ВОКЗАЛ, ДАЙ НАМ ШАНС ВСЁ ИСПРАВИТЬ!