Форт Красная Горка

Антон Головейчук,
руководитель "Соглас-Проект"
Содержание:
  1. Как добраться до форта Красная Горка
  2. Схема форта Красная Горка
  3. Музей форта Красная Горка
  4. История форта Красная Горка
  5. Артиллерийские транспортёры – «бронепоезда» форта Красная Горка
  6. Павильон дальномера
  7. Обрыв у форта Красная горка
  8. Это место на карте

Форт Красная горка – это особенное, уникальное место. Но чтобы это понять, надо обязательно побывать здесь. У нас всё началось с любопытства – на глаза попались фотографии гигантских железнодорожных орудий, по которым ещё и полазить можно. Этого оказалось достаточно, чтобы устроить очередную экспедицию выходного дня.

Как добраться до форта Красная Горка

Форт Красная горка находится на южном побережье Финского залива. Недалеко от посёлка Лебяжье. Совсем недавно эта территория являлась приграничной, и попасть сюда без соответствующего пропуска было невозможно. Сейчас форт открыт для всех желающих! Если добираться на автомобиле, то дорога от Санкт-Петербурга займёт не больше часа.

Рекомендуем сделать небольшой крюк и поехать к форту со стороны заброшенной станции Краснофлотск, по старинной вымощенной булыжником дороге.

Поворот на форт Красная горка пропустить невозможно. Огромный указатель не даёт даже шанса. Асфальт резко обрывается. Вымощенная булыжниками дорога позволяет никуда не торопиться и в полной мере насладиться окружающей природой.

Вскоре дорога вывела нас к заброшенной железнодорожной станции «Краснофлотск». Как только форт был построен, к нему протянули ветку, по которой в Красную Горку доставляли боеприпасы и снабжение. Ещё совсем недавно сюда ходили электрички, прибывали на службу молодые солдатики… А теперь – пустота и забвение.

Молодые ёлочки уверенно захватывают железнодорожные пути.

Раритетная табличка на стене вокзала напоминает нам, что несколько лет назад здесь была пограничная зона с суровым пропускным режимом.

Пару минут спустя, обнаруживаем на дереве такую же табличку, а чуть ниже расстрелянный знак «Движение запрещено».

Интересный артефакт простого солдатского досуга – щит для игры в баскетбол. На сосне.

Схема форта Красная Горка

Впереди показались постройки форта. В такой момент, из рюкзака должна извлекатся карта / схема / план с достопримечательностями и разными интересностями. У нас такой схемы не оказалось. Перед поездкой мы смотрели выложенные на просторах интернета карты и схемы форта Красная горка. Разобраться в них без рюмки чая было невозможно. Исправляем это недоразумение. Надеемся, что наша схема форта Красная Горка поможет не только ориентироваться в этом фотоблоге, но и не даст заблудиться на форте.

Вскоре дорога нас вывела к железнодорожному пандусу, с которого разгружали провиант и снабжение для форта. Не сложно догадаться, что вместо дороги раньше здесь пролегала железнодорожная ветка. От пандуса ветка вела прямо к боевым позициям форта. Последний участок ветки сохранился. Там нашли своё пристанище знаменитые артиллерийские поезда – транспортёры.

Исторические столбы въездных ворот форта Алексеевский. Да, изначально, Форт получил название – Алексеевский. В честь цесаревича Алексея – единственного сына императора Николая II.

Красочно оформленные стенды в резных окладах рассказывают о героической истории форта Красная горка.

За стендами, в жёлтого цвета постройке, располагается гордость форта Красная горка – народный музей.

Музей форта Красная Горка

Музей в Красной Горке появился исключительно благодаря усилиям группы энтузиастов, которые по крохам собирают военные раритеты и активно участвуют в восстановлении форта.

Вокруг музея расставлены интересные военные экспонаты. Например – морская мина с шипами.

Юный исследователь с нетерпением ждёт открытия музея.

Вежливо постучали в дверь. Не получив ответа, толкаем дверь посильней и проваливаемся в темноту… Вспышка фотоаппарата выхватывает заспанного парня. Он – справа, сидит на кровати. Это один из энтузиастов - смотрителей музея. Поприветствовав нас, он уходит запускать бензогенератор.

Вскоре затарахтел генератор, и в помещении музея появился свет. Неожиданно, в метре от себя, мы увидели боеприпасы исполинских размеров. Интересное начало экспозиции... Кстати, металлическая кровать, на которой спал музейный энтузиаст, куда-то потом испарилась. На фото ниже её уже нет.

С первых минут, музей приводит в восторг не только Юного Исследователя, но и всех нас. Скажите, в каком ещё музее можно стать настоящим пулемётчиком?

…или подержать в руках боевую мину?

От тайги до Британских морей Красная армия всех сильней!

Когда восторги немного поутихли, мы перешли к изучению музейной коллекции. Как и подобает военному музею, здесь собрана впечатляющая коллекция боеприпасов. От полутораметровых снарядов…

…до ручных гранат.

Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет, сказал когда-то князь Александр Невский. Ржавые немецкие каски с характерными отверстиями, как нельзя лучше подтверждают эти слова.

Военная телефония и коммутаторы связи. Для молодого поколения, которое выросло на мобильных телефонах, проводные аппараты – большая диковинка.

Снаряжение для водолазов.

Предметы быта красноармейцев.

Коллекция исторических кирпичей.

Золотые слова. Добавить просто нечего.

Юный партизан.

Этот плакат мы увидели, когда уже вышли из музея. Абсолютно согласны, что детей в этом музее обязательно надо держать под присмотром.

Прощаясь с музеем, мы от души поблагодарили музейного хранителя и оставили небольшое пожертвование. Делать это надо обязательно! К великому сожалению, никакой поддержки от государства этот уголок истории не получает. Всё держится исключительно на энтузиазме молодых людей. Спасибо вам, ребята!

История форта Красная Горка

После посещения музея, самое время совершить небольшой исторический экскурс. Форт Красная горка создавался для защиты Санкт-Петербурга от нападения с моря. На южном берегу самого узкого участка Финского залива был построен Алексеевский форт (форт Красная горка), а на противоположном – северном берегу построили Николаевский форт (форт Ино). Оба форта надёжно перекрывали огнём артиллерии «горлышко» Финского залива, шириной всего 21 км. Но самое главное – форт Красная горка, в отличие от всех остальных своих собратьев-фортов, принимал активнейшее участие в боевых сражениях.

  • 1909 г. – 1915 г. Строительство форта Красная горка.

  • 1914 г. Сформирован гарнизон форта, состоящий из 4500 военнослужащих
  • 1917 г. Общая численность гарнизона увеличена до 5500 человек.
  • 1918 г. Форт был заминирован из-за близости германских войск. Подрыв форта вскоре был отменён, однако из-за сильной грозы несколько заложенных зарядов сдетонировали и произошёл самоподрыв. В результате взрыва были сильно повреждены несколько орудий.
  • 1919 г. Большевиками название форта было поменяно на Краснофлотский.
  • 13 июня 1919 г. На форте вспыхнуло антибольшевисткое восстание. 16 июня после массированного обстрела кораблями Балтийского флота (по Красной горке было выпущено более 700 снарядов) форт был взят частями Красной армии. Мятежникам удалось без боя покинуть форт.
  • 1921 г. Форт артиллерийским огнём поддерживал подавление антибольшевистского мятежа в Кронштадте.

  • 30 ноября 1939 г. Батареи форта открыли огонь по территории Финляндии, приняв участие в начале советско-финской войны.
  • 1941 г. -1944 г. Во время Великой отечественной войны форт Красная горка сыграл важнейшую роль в обороне Ораниенбаумского плацдарма. Благодаря артиллерийскому огню 12-дюймовых орудий (дальность выстрела 25 км) удавалось удерживать в течении всей войны небольшой участок побережья длиной 65 км и 25 км в глубину. Это позволило обеспечить безопасное прохождение по Финскому залив советских кораблей и подводных лодок.
  • В начале 1960-х вооружение форта было демонтировано, а помещения стали использоваться под складские цели.
  • 1996 г. Военные покинули форт, что привело к разграблению форта мародерами и охотниками за металлом.

Артиллерийские транспортёры – «бронепоезда» форта Красная Горка

Конечно же, главная изюминка форта – это два огромных железнодорожных транспортёра. Но их, как правило, называют проще – бронепоезда. Именно они являются неофициальным символом форта. Увидев транспортёры первый раз, мы несколько минут их просто заворожённо  разглядывали – настолько сильное они производят впечатление. Пока Юный исследователь безуспешно пытался залезть на «бронепоезд», на информационном стенде мы посмотрели характеристики самого большого из них. Итак, артиллерийский транспортер ТМ-3-12.

  • Калибр:  304,8 мм
  • Длина ствола:  15,85 м
  • Артиллерийский расчет:  50 человек
  • Дальность стрельбы:  33 км

Да, этот «бронепоезд» имел колоссальную огневую мощь!

От теории переходим к практическому изучению «бронепоезда». К великой радости Юного исследователя мы залазим на транспортёр. Размеры этой махины впечатляют!

Транспортёр ТМ-3-12 был изготовлен на заводе в г. Николаев, а орудие для него было взято с линкора «Император Александр III». Только посмотрите на эту гигантскую пушку!

Тут даже боеприпасы есть в наличии.

Рабочее место артиллериста-наводчика. Как же всё-таки интересно побыть на его месте!

Нарушитель границы на красном автомобиле далеко не уйдёт!

Механизм подачи снарядов.

По соседству стоит "младший брат" – транспортёр ТМ-1-180. Он чуть поменьше, но его характеристики не менее впечатляющие.

  • Калибр: 180 мм
  • Артиллерийский расчет: 40 человек
  • Скорость стрельбы: 3-5 выстрелов в минуту
  • Дальность стрельбы до 44,1 км

Транспортёр был изготовлен в Ленинграде, в 1935 г.

Предметное изучение железнодорожной военной техники.

Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…

Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка» на фоне фортификационных сооружений и потрясающих пейзажей Красной горки.

Комплекс предназначался для запуска первой крылатой ракеты КС-1 «Комета». Раньше здесь и ракета была, но 2000-е годы она пережить не смогла. Алюминиевая ракета, стала лакомой добычей охотников за металлом.

Историческое фото крылатой ракеты КС-1 «Комета». Очень жаль, что такой интереснейший экспонат ушёл по цене металлолома.

Ребятня использует боевую технику в качестве детской горки. Одним словом – конверсия.

Члены экспедиции на краткосрочном привале.

Раньше здесь не было деревьев, судоходный фарватер был как на ладони и прекрасно простреливался.

Прямо из оружейного дворика можно спуститься в подземные казематы.

Внутри – непроглядная темень, поэтому наличие фонарика – обязательно! Для городского жителя - это прекрасная возможность почуствовать себя настоящим сталкером.

Ржавые остатки вентиляционной системы.

Система очистки воздуха.

Военно - цветочная зарисовка.

Павильон дальномера

Слева – корявая надпись «охраняется государством». Сверху – памятные доски. Справа – фашистская свастика. Внутри – куча мусора. Всё правильно. Именно так и должны охраняться исторические объекты… Очень грустно это видеть.

Самое неприятное, что эта свастика была нами обнаружена и на фотографиях этого сооружения от 2012 года. Т.е., как минимум 6 лет украшает она павильон дальномера. Представители каких-то непонятных клубов налепили здесь однотипных «памятных досок» с QR-кодами и адресами своих сайтов. Лучше бы свастику затёрли!

Обрыв у форта Красная горка

От дальномерного павильона, мы направляемся к природной достопримечательности форта. Выходим к берегу Финского залива. Вообще-то, это не берег, а крутой 20-метровый обрыв! В очередной раз удивляемся неприступности форта. Взять штурмом такую преграду практически невозможно. А какая красота открывается вокруг...

На краю высокого обрыва вдруг вспомнилось, почему форт стали называть Красной горкой. Горка – это и есть обрыв. Красная – потому, что песок имеет красноватый оттенок.

Такими видами можно долго любоваться...

Набравшись смелости спускаемся с крутого обрыва вниз. Пройдя чуть дальше по береговой линии, мы увидели множество туристических палаток. Красота этих мест привлекает сюда немало любителей дикого отдыха.

Самая живописная остановка, из всех которые мы видили, попалась нам на выезде с форта.

Это место на карте

А вам понравилась фотопрогулка?

Интересные места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Церкви в Шустручей и Ежесельге, переправа в Вознесенье. Шедевры деревянного зодчества (2 часть)Крепость Орешек (Шлиссельбург): история средневековой цитадели. 1 частьЦеркви в Родионово (Юксовский погост) и Гоморовичи. Шедевры деревянного зодчества (1 часть)Шлиссельбургская крепость: история средневековой цитадели. 2 частьФорт Риф в Кронштадте - удивительный и неповторимый (2 часть)Форт Риф в Кронштадте - удивительный и неповторимый (1 часть)Сторожевая башня Тура под ВыборгомУсадьба Альбрехтов в КотлахУсадьба Гостилицы и руины великосветского дворцаУсадьба Врангелей в ТоросовоДеревянное кольцо Подпорожья: Согиницы, Курпово (Важины). 3 частьДеревянное кольцо Подпорожья: Волнаволок, Посад, Заозерье. 2 частьЦерковь Елисея Пророка на Сидозере. Деревянное кольцо Подпорожья. 1 частьПрогулка по берегам реки Оредеж: Орлинская пещера, Девонский обрыв, заброшенная ГЭСУсадьба Белогорка: необыкновенное имение ЕлисеевыхИвангородская крепость: удивительная прогулка по крепостным стенамКрепость в Ивангороде: путешествие в средневековьеБашня инженера Инка или Веревская башняСтарая Ладога: памятник Рюрику и Олегу, Варяжская улица, церковь Иоанна Предтечи, курган Вещего ОлегаГорчаковщинский (Горчаковский) водопад в Старой ЛадогеКрепость в Старой Ладоге (Староладожская крепость). Монастыри в Старой Ладоге (Староладожские монастыри)Петровский док в Кронштадте. Прогулка по доку, загадки строительства, экстремальные забавыПетровский док в Кронштадте - грандиозный проект Петра I. Как попасть в докЦеркви озера Самро: Лесище, Пенино, Кошелевичи, Козья гора, ЛожголовоЦерковь Николая Чудотворца в деревне Рель. Ужас человеческого равнодушияЦерковь Вознесения Господня в деревне Самро. Удивительные фрески в разрушенном храмеДоложская пещера. Святое место в Ленинградской областиЦеркви озера Самро: Ивановское, Старополье, Заручье, ЗажупаньеФорт "Император Александр I" (форт "Чумный") 2 частьФорт "Александр I" (форт "Чумной") 1 частьОстров Людвигштайн (Остров мёртвых). Лодочная прогулка в парке МонрепоПарк Монрепо в Выборге (2 часть)Парк Монрепо (1 часть)Тосненский водопад. Увлекательная поездка в Саблино.Саблинские пещеры (пещера Жемчужная, пещера Штаны)Павловский парк (3 часть) Храм дружбы, Елизаветин павильон, военный дот и подземный бункерПавловский парк (2 часть). 12 дорожек, Висконтиев мост, Мавзолей супругу-благодетелю, Руинный каскадПавловский парк (1 часть). Колоннада Аполлона, мост Кентавров, Павловский дворецХотнежа, Дятлицы, Губаницы. Разрушенные церкви Ленинградской области.Баболовский дворец и Царь-ванна. Реставрация или консервация? (2 часть)Усадьба Марьино. Имение Строгановых-Голициных (2 часть)Усадьба Марьино в Тосненском районе, Ленинградская область (1 часть)Копорье: руины храма Николая Чудотворца, усадьба Гревова, таинственный провалКопорская крепость в Ленинградской области (Крепость Копорье)Императорский путь (царская железная дорога) в Пушкине.Императорский вокзал в Царском селе (г. Пушкин) Ропшинский дворец. Реставрация и восстановление.Окраины Царского Села. Фёдоровский городок, Ратная палата, Пенсионерские конюшни, ФермаУсадьба Демидовых в ТайцахСобственная дача в Петергофе. Усадьба Сергиевка (2 часть)Каменная голова в Петергофе. Парк Сергиевка (1 часть)Александровский парк (3 часть). Арсенал, могила Распутина, Ламской павильон, немецкий дот.Александровский парк (2 часть). Китайские мосты, Большой каприз, Китайский театр, Драконов мост.Александровский парк (1 часть). Дворец, Детский домик, гора Парнас, Белая башня и белки.Набережные Санкт-Петербурга: Дворец Меньшикова, Сфинксы, Румянцевский садикНабережные Санкт-Петербурга: Аврора, пляж Петропавловки, Стрелка Васильевского островаПетропавловская крепость. Гранитные бастионы Петра IНабережные Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Эрмитажная пристань, памятник жертвам репрессийНабережные Санкт-Петербурга: Адмиралтейство, Медный всадник, часовня Николая-ЧудотворцаЦарь-ванна: восьмое чудо света в Баболовском паркеМеста масонов в Санкт-Петербурге. Шапель и Ротонда. Знаки и символы масонов в Санкт-Петербурге. Волшебный Новый год 2015. Ёлочное настроение.Осень в Царском СелеДвойной фасад парадного ПетербургаДворы центрального района (2 часть)Дворы центрального района (1 часть)