Деревянное кольцо Подпорожья: Согиницы, Курпово (Важины). 3 часть
Продолжение нашего автомобильного путешествия по Деревянному кольцу Подпорожья, где мы знакомимся с шедеврами деревянного зодчества. Впереди нас ждёт жемчужина Деревянного кольца – Согинский погост.
Никольская церковь и Ильинская церковь в деревне Согиницы
Издали разглядев шатровый купол Никольской церкви в Согиницах, мы остановились, чтобы сделать панорамное фото. Однако, назойливый памятник российской бесхозяйственности – деревянный барабан для высоковольтных кабелей, неумолимо попадал в кадр.
Церковный ансамбль в Согиницах состоит из двух деревянных церквей. На переднем плане, построенная в 1864 году Ильинская церковь. А за ней, высится шатровый купол церкви Николая Чудотворца, построенной в 1696 году. Что ж, попробуем сейчас выяснить за что так любят Согиницы паломники и многочисленные туристы.
И вот…оно… Потрясающий, завораживающий вид. В который раз удивляемся умению наших предков выбирать места для строительства храмов. В нижнем левом углу фотографии, практически сливаясь с прибрежными кустами, притаился живописец. Он тоже хочет перенести на холст эту красоту.
А рядом – быстрое течение реки Важинки… зелёные леса…синее небо…
И такое благостное состояние наступает от лицезрения этой красоты…
Очень трудно налюбоваться этой красотой…
Через открытую калитку проходим на территорию Согинского погоста. Вокруг – ни души. Только умиротворяющая тишина, которую не встретишь рядом с городскими храмами. Несколько слов скажем об архитектурной уникальности Никольской церкви. Из ныне существующих церквей, Никольская церковь – единственная имеющая архитектурную композицию, состоящую из восьмигранного сруба («восьмирика») с алтарём и притвором в виде двух прирубов, а также шатровой колокольней соединённых между собой папертью.
Колокольня.
Купол Никольской церкви.
Церковь является культурно-исторической ценностью и находится под охраной государства. Только в чём эта охрана заключается?
Деревянный декор частично утрачен, лемеховое покрытие главы заметно поистрепалось, а крест снесло порывом ветра. Однако, почему-то, именно здесь, в этом тихом уединённом месте, хочется думать о Боге и вере.
Сруб.
В верхней оконечности углов сруба находятся водостоки.
Паперть Никольской церкви.
Река Важинка.
Зимняя Ильинская церковь.
Резной деревянный декор.
Для кого эти кресты? Ведь в деревне практически не осталось постоянных жителей. Только летом сюда приезжают немногочисленные дачники, да любители красоты русской навещают это место.
«Дом-Титаник» – вторая, после церковного ансамбля, достопримечательность деревни Согиницы. Дом находится через дорогу от погоста. Проехать мимо него невозможно.
В этом доме живёт одинокая старушка – последний постоянный житель деревни. Как выяснилось позднее, Андреевские флаги и сбор средств «на помощь Титанику» – инициатива сына этой старушки, который её время от времени навещает.
Очень колоритный дом.
На выезде из деревни, с удивлением обнаруживаем местный парк развлечений…
…с шикарными деревянными качелями.
Воскресенская церковь в деревне Курпово (Важины)
Прощаемся с умиротворяющими Согиницами и держим путь в деревню Курпово – на Важинский погост. Первое, что мы увидели у церковной ограды – это нелицеприятная куча мусора, в которой, к нашему глубочайшему сожалению, мы увидели исторические надгробия.
Проходим через ворота и оказываемся перед церковью Воскресения Христова, построенной в 1630 году. Сразу бросается в глаза, что архитектура храма не типична для этих мест.
Издалека создаётся полное впечатление, что храм построен из камня. Любопытно, что церковь, изначально была построена в виде сруба, но в ходе реконструкции 1874-1877 г.г. была обшита досками для придания «каменного» вида.
Только лишь подойдя вплотную видно, что церковь – деревянная.
Отметим, что Воскресенская церковь в Курпово, по-своему, баловень судьбы. В послевоенные годы, когда подавляющее большинство храмов было закрыто или уничтожено, церковь Воскресения Христова была открыта специальным решением Совета Министров от 06.11.1946. А церковные службы начались в апреле 1947 г. Добавим, что на всём северо-востоке Ленинградской области, а это Подпорожский и Лодейнопольский районы, вплоть до 1990-х годов, Воскресенская церковь была единственным действующим храмом.
Деревянный крест на строительных лесах.
Крупный план.
На кладбище вокруг церкви, наряду с могилами простых людей, встречаются захоронения именитых горожан. Например, здесь был похоронен коллежский советник, к которому, в соответствии с табелем о рангах, необходимо было обращаться, не иначе как «Ваше высокоблагородие». Надгробие когда-то венчал большой крест…
А это надгробие почётного гражданина. Что интересно, данное звание можно было получить за полезную деятельность на благо общества продолжавшуюся не менее 10 лет. Доля почётных граждан в царской России, в общей массе, была около 0,3%.
Ремонтные работы зачастую затрагивают покой давно усопших людей.
Некоторые захоронения со временем уходят под землю…
… и только мох на буквах позволяет что-то прочитать.
После деревни Курпово, мы решили заехать в посёлок Никольский, в котором имелась обозначенная на карте небольшая деревянная церквушка.
Кружащее вороньё и заколоченные окна брошенных изб – это ли будущее подпорожских деревень?
Пасторальный пейзаж с элементом советской индустриализации.
Привет из прошлого. Забытое ныне слово – «кооператор». А ведь когда-то, в далёких 80-х годах прошлого века, кооператоры были первыми, кто ступил на скользкую дорожку частного бизнеса.
Деревянная красота. Стоило нам остановить машину и расчехлить фотоаппарат, как в окне появилась озорная физиономия мальчугана.
Изящный балкончик.
А вот и искомая нами церквушка. О шедеврах деревянного зодчества, в этом случае говорить не приходится.
Возвращение к Верхнесвирской ГЭС. Здесь мы и замкнём Деревянное кольцо Подпорожья.
Переезжаем по плотине реку Свирь. На этом наша поездка по Деревянному кольцу Подпорожья подошла к концу. Полные впечатлений и приятной усталости мы направляем железного коня в сторону Санкт-Петербурга. Мы ещё не знали, что нас ждёт впереди и какой сюрприз нам подготовит «Яндекс-Навигатор»…
Возвращаться в Санкт-Петербург летним вечером в воскресенье – это, в любом случае, испытание! И чуда не произошло – мы встали в жуткую многочасовую пробку. И тут внезапно, как чёртик из табакерки, ласковый женский голос из навигатора сообщил, о более короткой дороге… Мы были первыми, кто туда свернул… В начале всё выглядело более или менее благополучно – узкая, в больших выбоинах, асфальтовая дорога позволяла думать, что мы обхитрили всех остальных глупцов оставшихся на шоссе. Потом, асфальт незаметно перешёл в грунтовую дорогу, а чуть позже на грунтовке стали появляться огромные ямы заполненные водой. Преодоление этих ям было поистине эмоциональным приключением. Не единожды, в этот вечер, женская осторожность просила мужскую решительность повернуть назад… Кончилось это тем, что в одной из ям мы категорично застряли. Начало смеркаться…
На наше счастье, поверили навигатору не только мы. Мы с радостью наблюдали, как к нам, попутно застревая, движется цепочка таких же бедолаг. Внезапно, как рыцарь на белом коне, рядом появился подготовленный к офф-роуду Лендкрузер, который и оказался нашим спасителем. На фото – наш спаситель.
Наш верный железный конь, уже выдернутый из огромной ямы, и слабая половина со слезами на глазах. А кто говорил, что будет легко?
Фото на память, перед принятием машиной водных процедур. Юный исследователь очень сожалеет, что не принял участие в подпорожском трипе.
Подведём итоги. В плюсах – неповторимые и незабываемые впечатления от Деревянного кольца. В минусах – деформированный бампер и оторванный локер. Естественно плюсы в миллион раз перекрывают минусы.
Прочитать о нашей подпорожской экспедиции с самого начала можно здесь: Часть 1 и Часть 2